Содержание
Страх перед полетами может испытывать любой человек, даже пилот или бортпроводник. Вопрос в том, является ли это чувство здоровым волнением, которое быстро проходит, или становится навязчивой патологией и мешает выполнять свои трудовые обязанности или вести полноценную жизнь.
Аэрофобия
Аэрофобией называется боязнь полетов на летательных аппаратах. Этот страх содержит в себе рациональный и иррациональный элемент. Существует здоровое опасение за свою жизнь, поскольку самолет — сложное инженерно-техническое устройство, как любая техника, он может выйти из строя. При этом пассажир не может знать наверняка, что его самолет разобьется, все сводится к иррациональному «а вдруг это случится именно со мной». Это состояние неприятно даже для тех, кто редко летает, а для людей, которые вынуждены совершать авиаперелеты часто, скажем, по работе, такая фобия снижает качество жизни и способна привести к неврозу и заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Страх перед полетами
Страх в воздухе во многом связан с ощущением потери контроля: на высоте 10 тыс. км пассажир понимает, что от него мало что зависит. Человеку нужно ощущать землю под ногами, а в самолете люди буквально оторваны от земли. Зачастую аэрофобия тесно связана с клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства) и акрофобией (страхом перед высотой) и иногда выступает симптомом указанных состояний. Салон пассажирского лайнера — это довольно тесное пространство, с маленькими иллюминаторами, с одним или двумя узкими проходами между рядами, где незнакомцы буквально трутся локтями друг об друга.

Самолет — это замкнутое пространство на большой высоте
На физическом и психическом уровне страх перед полетом проявляет себя следующим образом:
- нервозность за несколько дней до предстоящего полета;
- головокружение;
- учащенное сердцебиение;
- повышенная потливость;
- одержимость поиском информации об авиакатастрофах;
- отказ лететь, даже если это необходимо.
Некоторым пациентам преодолеть страх помогают курсы полетов на тренажерах виртуальной реальности, имитирующих взлет и посадку, тряску, турбулентность и шумы, которые издает лайнер при нормальном полете. Однако вопрос остается открытым: что делать, если человек боится летать на самолете?
Как сохранить спокойствие перед полетом
Аэрофобия: что это и как не бояться летать на самолете
Если человек страдает аэрофобией, а летать приходится, возникает вопрос, как перестать бояться летать на самолете.
Контроль физического состояния
За пару недель до предстоящего полета можно начать принимать легкие успокоительные препараты (согласно инструкции). В это время желательно особенное внимание уделять здоровому образу жизни:
- больше бывать на свежем воздухе;
- отказаться от алкоголя;
- делать физические упражнения;
- пить достаточное количество воды.

Упражнение на дыхание
Психологи рекомендуют делать несложные дыхательные упражнения. Например, медленно дышать через нос, считая до четырех на вдохе и на выдохе. В этот момент кровь и все ткани обогащаются кислородом, мышечное напряжение спадает, нервная система расслабляется.
Управление эмоциями
За несколько дней до полета рекомендуется избегать дополнительных стрессов и сохранять ровный эмоциональный настрой.
Чтение является хорошим способом отвлечься от неприятных мыслей и страхов. Стоит попробовать перечитать книгу, которая нравится и вызывает приятные эмоции.

Чтение во время полета
Старые комедии или добрые отечественные мультфильмы также способны возродить приятные воспоминания и напомнить, что жизнь — это больше, чем перелет в несколько часов.
Регистрация на рейс
Еще один способ, как побороть страх полета на самолете. Непосредственно перед поездкой можно выполнить несколько действий.
Примерно за сутки можно изучить схемы рассадки в самолете на сайте авиакомпании (если такая опция существует), выбрать желаемое место и зарегистрироваться онлайн. Некоторые перевозчики предлагают сделать это за 24 часа до полета. Так как в хвосте салона тряска, как правило, ощущается сильнее, а в середине шум от работающих двигателей громче, можно попробовать сесть в первых рядах. Не пугайтесь, здесь самые спокойные места.

Можно выбрать комфортные для себя места
Подготовительный процесс должен быть хорошо организован: билеты, деньги, кредитные карты, ключи должны быть на месте, свет, газ и вода отключены, окна и двери закрыты, такси заказано на нужное время, багаж собран, телефоны, фотоаппарат и зарядки взяты, предметы, которые нельзя провозить в ручной клади, должны находиться в багаже (более подробно узнать об этом можно заранее на сайте авиакомпании). Необходимо убрать все второстепенные факторы стресса (страх опоздать или что-то забыть), чтобы они не стали поводом отказаться от полета и вернуться домой.

К полету готовы!
Несколько полезных советов для боящихся летать:
- На борту сухой воздух, поэтому при себе нужно иметь влажные салфетки, чтобы освежать лицо и руки, и негазированную питьевую воду, чтобы избежать обезвоживания (еще одна причина отказаться от алкоголя на борту — он усиливает чувство жажды).
- В ночь перед полетом можно поспать меньше, чтобы с легкостью уснуть на борту (взять подушку под шею и маску для сна).
- Отказаться от кофе и шоколада на борту.
- Одеться в самолет удобно, во что-то мягкое, свободное, из натуральных тканей. От тревожности потливость будет усиливаться, облегающая одежда добавит дискомфорта. На ногах должна быть удобная обувь.
Желательно приехать в аэропорт заранее, посмотреть на самолеты за окном, на то, как загружают багажные отделения, понаблюдать за взлетом. Вид профессионалов, уверенно выполняющих свою работу, поможет успокоиться.

Авиалайнер в небе
Фобия порождает чувство изоляции. Кажется, что человек совсем один и никто не может понять его состояния. На самом деле, это не так. Бортпроводники и пилоты летают часто и тоже испытывают волнение. Аэропорт — динамичное место, кто-то прилетает, кто-то улетает. Он полон людей, таких же пассажиров, которые смогли победить страх. Кроме того, современные аэровокзалы— это, зачастую, прекрасные образцы архитектуры, в них есть, на что посмотреть. Можно просто побродить по зданию, размеренно шагая, спокойно вдыхая и выдыхая.
Непосредственно перед посадкой на рейс допускается принять таблетку с валерьяной или другое успокоительное (после консультации с врачом).

Авиалайнер в небе
Надежность самолетов и профессионализм людей
Пассажирские авиаперевозки — это многомиллиардный бизнес, в котором заняты высокие профессионалы на многих уровнях: служба безопасности, сервисное обслуживание, команда диспетчеров, экипаж. Безопасно доставить пассажиров из точки А в точку Б — это их работа.
Можно ли беременным летать на самолете
Самолеты — более безопасный вид транспорта по сравнению с автомобилями и поездами. Риск погибнуть в авиакатастрофе ничто мал по сравнению с риском попасть в автомобильную аварию. Самолеты падают редко, и на это всегда есть целый комплекс причин и обстоятельств, которые тщательно расследуют специально созданные комиссии во избежание повторения подобного в будущем. Согласитесь, глупо утверждать, что я боюсь лететь на самолете, потому что это самый безопасный вид транспорта.
Для людей, страдающих аэрофобией, будет полезно узнать, как часто и как много проверок предусмотрено для авиалайнера, а их действительно много.
Самолеты обслуживаются согласно техническому регламенту. Существует несколько видов проверок вне ремонтного цеха:
- транзитная перед каждым вылетом, включающая визуальный осмотр, проверку двигателей;
- ежедневная техническая проверка основных систем и узлов, аварийного оборудования;
- еженедельная техническая проверка и замена масел, осмотр шасси, внутренних систем.
Помимо этих периодических осмотров, через определенное количество часов налета проводится углубленное техническое обслуживание в ангарах. Так, после 500-800 часов лайнер отправляется на плановую проверку на двое суток. А каждые 5-7 лет проводится самая серьезная проверка с разборкой основных узлов, заменой деталей, переоборудованием систем, покраской и так далее. Этот процесс занимает до двух месяцев, в течение которых летательный аппарат получает существенное техническое обновление.
Все системы в самолете дублируются (имея минимум два двигателя, самолет способен лететь и на одном), а некоторые из них имеют больше двух резервных систем (три топливные, четыре тормозные системы). Какова вероятность, что все они откажут одновременно?
У людей с аэрофобией нередко наблюдается недоверие к работе пилотов и обслуживающего персонала. Конечно, человеческий фактор присутствует, но помимо длительного обучения пилоты проходят общее медицинское и психологическое освидетельствование, перед каждым рейсом проводится предполетный досмотр пилотов и бортпроводников, а до 70-80 % времени полета судном управляет автопилот, под контролем человека, разумеется.

Предполетная проверка
Испытывать страх перед чем-то, что может показаться неконтролируемым, — это нормально. Но гражданская авиация — одна из самых регламентированных отраслей экономики. Всего учесть нельзя, жизнь полна рисков, и можно просто отказаться от полетов на воздушных судах, а можно перебороть себя и не позволить страху управлять своей жизнью.
Стоит включить логику и здравый смысл. Разве рационально бояться самого безопасного транспорта? С точки зрения логики боязнь летать никак не обоснована. Куда логичнее бояться более опасных видов транспорта, а по статистике ими являются как раз автомобили и поезда. Как перебороть страх полета на любом самолете — вопрос, на который каждый пассажир сможет дать себе ответ. И вопрос «что делать, если боюсь летать на самолете» останется в прошлом.